Финансовые индикаторы безопасности

Финансовые индикаторы характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства с точки зрения ее соответствия требованиям экономической безопасности государства.
Завышение ставок процента за кредит по сравнению с нормой прибыли, снижение доли долгосрочных кредитов в кредитных вложениях в экономику, снижение уровня рентабельности продукции являются финансовыми индикаторами нарушения принципа эффективности производства.
Темпы инфляции и рост задолженности по заработной плате, социальным трансфертам, перекосы в уровнях рентабельности и индексов цен производителей по отраслям являются финансовыми индикаторами нарушения принципа справедливости распределения благ.
Главным сигналом угрозы финансового краха государства служит рост государственного долга на фоне спада производства и снижения производственных инвестиций. Это означает, что правительство обеспечивает текущие потребности в деньгах под заклад несуществующих будущих доходов, что в конечном счете ведет к развалу единой финансовой и денежно-кредитной системы государства, к банкротству всех органов власти и резидентов государства.
Наличие бюджетного дефицита всегда служит индикатором расстройства финансовой системы. Если же в стране наблюдается спад производства и снижение доли производственных инвестиций в общем объеме расходов федерального бюджета, то бюджетный дефицит становится индикатором фискальных, а не народнохозяйственных целей финансовой политики, то есть того, что налоги собираются не для создания государством эффективных «точек роста», а для текущего «проедания» национального богатства в счет будущих поколений.
До 1991 г. страна имела положительный прирост ВВП и превышение доходов над расходами в федеральном бюджете РФ. Начиная с 1991 г. государственный бюджет РФ утверждается с дефицитом, а страна приобретает отрицательные темпы экономического роста и снижение инвестиционной активности. В течение периода 1991-1994 гг. дефицит бюджета устойчиво возрастает с 2,7% от ВВП до 10% от ВВП [53]. В проекте бюджета на 1998 г. закладывается дефицит на уровне 4,7% объема ВВП, хотя в президентском послании на 1998 г. ставится задача достижения сбалансированного бюджета в 1999 г.
Несмотря на снижение бюджетного дефицита в утверждаемых проектах бюджета на 1995, 1996 и 1997 гг., неуклонно возрастает неисполнение федерального бюджета. Причины неисполнения бюджета кроятся как в отсутствии контроля за доходами, так и в грубых расхождениях между прогнозом и реальным развитием экономики. В январе-мае 1997 г. дефицит федерального бюджета на 46,7% был покрыт за счет роста внутреннего государственного долга и на 53,3% — за счет внешних источников. При этом осталась сложной ситуация со сбором налогов и других обязательных платежей. Задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет выросла по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. в 1,4 раза. По данным исполнения федерального бюджета, за январь-декабрь 1997 г. доходы были собраны лишь в объеме 65%, а расходы профинансированы в размере 80% от утвержденных [59].
Самыми простыми способами уклонения от налогов остаются бартер (по нему проходит до 30% сделок) и расчеты «налом», которые не отражаются в бухучетности. Недопоступление около 40% налоговых доходов и недополучение в доход федерального бюджета около 40 трлн. руб. за первое полугодие 1996 г. вынудило правительство недофинансировать (в 2-3 раза) народное хозяйство. К ноябрю 1996 г. недоимки составили 73 трлн. руб. [62, №102]. 40% задолженности числится за крупнейшими сырьевыми концернами, которые с помощью неплатежей перераспределяют ВВП в свою пользу, в ответ на попытки властей регулировать цены на их продукцию.
Серьезные расхождения между прогнозом и бюджетом, с одной стороны, и реальными экономическими тенденциями — с другой, ведут к грубому секвестированию бюджетных расходов и невыполнению государственных обязательств. Поступления от продажи гос­предприятий (приватизации) едва хватают для текущих выплат по зарплате, пенсиям и для погашения обязательств по ОВВЗ и ГКО [62, № 58]. В первую очередь сокращаются капвложения в производство (3% от годового плана) на финансирование АПК — 17,5%. За 5 лет бюджетного кризиса и постоянного снижения расходов бюджетная сфера пришла в глубокий упадок. По итогам девяти месяцев 1997 г. дефицит даже секвестрованного федерального бюджета составил 8,2%.
Источниками покрытия дефицита являются эмиссия денег, поступления от реализации ценных бумаг и внешнее финансирование.
Если эмиссия денег прямо увеличивает инфляцию, то выплаты процентов по ценным бумагам, представляющим собой правительственные обязательства, увеличивают нагрузку на бюджеты следующих лет и порождают финансовые «пирамиды», отвлекающие деньги с потребностей реального сектора на спекулятивные финансовые рынки, что в конечном счете опять вызывает эмиссию денег и обесценение национальной валюты. Покрытие дефицита внешними займами означает увеличение нагрузки на платежный баланс страны и ухудшает финансовое положение государства в мировом сообществе.
Аналогично предыдущим годам рыночных преобразований федеральный бюджет 1998 г. не является сбалансированным. В проекте федерального бюджета на 1998 г. планировался дефицит федерального бюджета примерно 132,4 трлн. руб., или 4,7% ВВП. На покрытие дефицита планируется направить источники внутреннего финансирования в общей сумме 105,8 трлн. руб. и источники внешнего финансирования — в общей сумме 26,5 трлн. руб. Общий объем процентных расходов по обслуживанию государственного долга составит 4,38% к ВВП, т.е. новые заимствования практически используются для погашения долгов по старым. Доля расходов в ВВП на обслуживание государственного долга возрастет с 4,15 до 4,38% в 1997 г.
Эмиссия бумажных денег для покрытия дефицита и увеличения кредитных ресурсов ведет к обесценению наличных денег, функционирующих на потребительском рынке как средство обращения, росту цен и к снижению благосостояния тех социальных слоев, чьи доходы не успевают расти вслед за ростом цен.
Глубокий кризис, охвативший российскую экономику в 1990 г., сопровождался вначале скрытой инфляцией, для которой было характерно вымывание товаров с потребительского рынка и оседание неудовлетворенного платежеспособного спроса в растущих сбережениях населения. Галопирующая инфляция 1992 г. (потребительские цены в декабре 1992 г. выросли в 26,1 раза по отношению к декабрю 1991 г.) привела в соответствие спрос и предложение на потребительском рынке за счет резкого обесценения трудовых сбережений.
После 1993 г темпы инфляции устойчиво снижаются. Она приобрела хроническую форму с медленным обесценением наличных денег. Темпы прироста потребительских цен устойчиво снижались и достигли 1,2% в июне 1996 г. против 6,7% в июне 1995 г. Более всего подорожали тарифы на услуги связи и проезд на отдельных видах транспорта. Дефицит дохода (сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов малоимущих граждан до уровня прожиточного минимума) за I полугодие 1996 г. составил 22,8 трлн. руб., или 3,5% совокупного объема денежных доходов.
Граждане, конвертируя свои зарплаты, пенсии и стипендии в валюту, ускоряют рост курса доллара и опосредованно способствуют дополнительной эмиссии рублей, а значит и их обесценению. В силу потери доверия к национальной валюте, доля расходов населения на приобретение иностранной валюты до 1997 г. неуклонно возрастала. Если в 1992 г. удельный вес расходов в денежных доходах населения на приобретение валюты составлял 0,5%, то в I полугодии 1996 г. — 16%, в декабре 1996 г.— 21,8% [5, Вып.2], а в 1997 г. — 19,9% [59, Вып.1]. По оценкам Центрального банка, масса наличных долларов в России и долларов, вложенных на вклады в российских коммерческих банках, в пересчете на текущий курс почти равна рублевой массе. Главная задача — переломить тенденцию долларизации, укрепить доверие к национальной валюте. Однако обесценение рубля по «потребительской корзине» идет гораздо быстрее, чем предусмотрено валютным коридором.
В условиях медленной инфляции денежное обращение всегда колеблется между двумя рифами — дефляции и инфляции. Когда последствия инфляции воспринимаются МВФ как опасные, проводятся рестриктивные денежно-кредитные меры. Диктуемые МВФ условия финансовой стабилизации запрещают правительству даже незначительное увеличение денежной массы как для покрытия дефицита, так и для увеличения кредитных ресурсов, так как при этом сразу в два раза увеличиваются недельные показатели инфляции.
В условиях запрета дополнительной денежной эмиссии банки компенсируют свои потери из-за роста кредиторской задолженности посредством привлечения бюджетных средств для кредитования, что, наряду с уклонениями от налогов задерживает выплаты из бюдже­та. Индикаторами дефицита наличных рублей являются рост задолженности по заработной плате и по социальным трансфертам (см. «Социальные индикаторы», п.2.4.). Задолженность по заработной плате в отраслях производственной сферы в первой половине 1997 г. увеличилась на 13% с начала года, в отраслях социальной сферы — на 16%. Искусственное уменьшение платежеспособного спроса населения уменьшает сбыт продукции и дополнительно увеличивает спад производства.
В оборотах между предприятиями деньги в силу преобладания кредитной системы функционируют, главным образом, как безналичные кредитные деньги. Здесь деньги выполняют в основном функцию средства платежа в отличие от наличных денег, реализующих функцию средства обращения на потребительском рынке. Инфляция издержек означает отсутствие контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях.
После 1993 г. тон инфляции задают действия господствующего монополиста — ТЭК, направленные на изменение соотношения между ценами производителей, заработной платой и прибылью, получаемых в различных отраслях экономики, для сохранения своей высокой нормы прибыли. Задающий тон монополистического капитала проявляется в опережающем росте цен производителей по сравнению с ростом потребительских цен в 1993-1995 гг. В 1996 г. наблюдается примерно равная их динамика. В 1997 г. опять индекс потребительских цен, составивший к декабрю 1997 г. 111 % по отношению к декабрю 1997 г., начинает опережать индекс цен предприятий-производителей на промышленные товары, составивший 106,8% по отношению к декабрю 1996 г.
О нарушении паритета цен свидетельствуют данные табл. 21. об изменении цен производителей (в среднем за год; в разах к предыдущему году).
Ценовые диспропорции предопределяют завышенную прибыльность сырьевых экпортоориентированных отраслей и заниженную рентабельность отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, что влечет за собой неплатежеспособность и банкротство предприятий. Организация фондовых рынков такова, что процедура банкротства предприятий не ведет к эффективной смене собственности и, следовательно, усиливает спад отечественного производства и деградацию его структуры. Сырьевая ориентация российской экономики и нарушение в связи с этим паритета цен никогда не позволят правительству нейтрализовать факторы, препятствующие стабилизации финансового положения основных отраслей экономики. Для ослабления кризиса неплатежей в 1997 г. более широкое применение получает вексельное обращение, что в свою очередь усложняет проблему сбора налогов и развивает инфляцию.