Бурное развитие еврорынков, финансовых институтов «помощи» развивающимся странам и кризис золотовалютного стандарта

Незначительный по величине дефицит платежного баланса США в 1950-1956 гг. не подрывал доверие центральных банков к доллару, которые аккумулировали приток долларов и не стремились обратить его в золото. После 1958 г. к росту военных расходов добавились новые причины ухудшения платежного баланса США. Повышалась конкурентоспособность европейской и японской экономики, с конца 50-х гг. доля США обнаружила тенденцию к падению в мировой экономике, но, главное, получил развитие массовый вывоз частных капиталов из США, несколько компенсируемый с 1962 г. доходами от заграничных инвестиций. Нарушение платежного баланса США, прежде всего, вызывалось бегством краткосрочных капиталов, поскольку процентные ставки по депозитам в США были низкие, а в европейских странах, в силу недостатка кредитов, процентная ставка была выше.
С ухудшением платежного баланса США развивался еврорынок, в составе которого евродоллары составляли свыше 80% общего объема евровалютных депозитов [61, т.1]. В этом были заинтересованы европейские предприятия и банки. Европейские предприятия, объем международных операций которых значительно вырос, предпочитали хранить «ликвидные средства в иностранной валюте» на еврорынках, не регламентируемых национальным законодательством. Активизировали свою деятельность европейские банки, массированно развивая привлечение вкладов и предоставляя краткосрочные кредиты в долларах. На средства, привлекаемые банками с еврорынка, не распространяются резервные требования центральных банков, а проценты по евровкладам освобождаются от подоходных налогов. Тем самым еврорынок получает конкурентные преимущества, поскольку складываемый на нем стихийно уровень процентных ставок посредством перелива капиталов между его секторами и национальными рынками позволяет банкам выплачивать по заемным средствам в евровалютах больший процент и пре
доставлять кредиты по более низкой ставке. На еврорынках предпочитали размещать центральные европейские банки часть долларов, получаемых за счет положительного сальдо внешних платежей европейских стран симметричного американскому отрицательному сальдо.
Образовавшийся дефицит платежного баланса США стал вызывать беспокойство у центральных банков, поскольку у них запас долларов все более превышал запас золота. В результате, если до 1958 г. казначейству США не приходилось покрывать золотом более 10% дефицита платежного баланса, то потом оно было вынуждено обменивать на золото треть долларов, вывозимых из страны [57, С. 183]. Одновременно с накоплением долларовых запасов возник значительный отлив золота из США в другие страны. Критической ситуация стала в 1961-1962 гг., когда общая сумма накопленных долларовых резервов стала почти равной американскому золотому запасу.
Практически обращение доллара в золото при курсе 35 долл. за одну тройскую унцию золота стало нереально, что подрывало доверие к доллару.
Если бы платежный баланс США сводился бы без дефицита, то, как видно из табл. 10, международные ликвидные средства за период 1949-1963 гг. выросли бы лишь на 11 млрд. долл., а не на 25 млрд. долл. Так как в этот период международная торговля развивалась темпами прироста до 4,5% в год, а международные ликвидные средства имели темп 3,3%, то можно сделать вывод, что при меньшем росте ликвидных средств международная торговля имела бы меньшие темпы. По этой причине французский экономист Л.Столерю видит проблему международных денежных средств в том, что дефицит американского платежного баланса создает возможность «даровых инвестиций», «экспорта инфляции» и подрывает доверие к доллару, но без этого дефицита можно обойтись в том случае, если другая валюта будет способна обеспечить потребность в мировых ликвидных средствах, вызванную развитием международной торговли [57].
Возраставшие долларовые резервы и сокращавшийся американский золотой запас усугубляли кризис доверия к доллару. Было проведено множество мероприятий, чтобы не пересматривать «стоимость» фунта стерлингов и доллара. В 1960 г. многие американцы стали скупать золото на основном рынке золота в Лондоне, чтобы поддержать доллар, но рыночный курс золота сложился на уровне 41 долл. за тройскую унцию. В этой связи в октябре 1961 г. был создан золотой пул, куда вошли США, ФРГ, Бельгия, Франция, Голландия, Швейцария, Италия, Англия для обеспечения лондонского рынка поставками золота, чтобы поддержать курс 35 долл. за тройскую унцию.
Вместо повышения процентных ставок США предпочли ввести в 1963 г. «налог для выравнивания процента», представляющий собой налог на доходы, получаемые американскими резидентами по их вложениям в иностранные ценные бумаги. Иностранным заемщикам для привлечения американских сбережений пришлось выпускать облигации с более высокими ставками на еврорынке, условия на котором для получения долгосрочных кредитов оказались более выгодными, чем на американском финансовом рынке. В результате в 1963 г. в Лондоне возник рынок еврооблигаций,чему способствовала либерализация валютного контроля с целью возвращения Сити роли международного финансового центра. Евроэмиссии, т.е. выпуск еврооблигаций, не регулируются государством, валюта которого используется при займе, а проценты выплачиваются держателям еврооблигаций без удержания налога у источника дохода. Так как на операции банков в евровалютах не распространяются денежно-кредитные ограничения страны их нахождения, то банки в Лондоне самостоятельно устанавливают среднюю став
ку ЛИБОР, по которой предоставляют ссуды в евровалютах.
Еврооблигационный рынок стимулировался политикой добровольного вывоза капиталов, начатой президентом Джонсоном в 1968 г., которая принудила американские транснациональные компании занимать доллары у евробанков или осуществлять евроэмиссии для финансирования их учреждений за рубежом. Таким образом, американская политика 60-х гг. создала за пределами США потенциальное предложение долларов, эффективный спрос на них и разницу между процентными ставками на американском рынке и на еврорынке, благоприятную для кредиторов и заемщиков. В эти годы наибольшее развитие получили краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие движение оборотного капитала предприятий и восполняющие временную нехватку платежных средств государствам для покрытия платежных дефицитов, банкам и частным лицам. Ставки по краткосрочным операциям особенно быстро повышаются из-за инфляции.
Внешний баланс США, имеющий дефицит для расширения международной торговли, служил источником инфляции для других стран, что, по мнению многих, было несправедливо. Стратегию против политического и экономического господства США стал проводить во Франции Генерал де Голь. Его оружием стало золото. В 1965 г. Франция отказалась от своих обязательств и произвела массовый обмен своих долларовых авуаров (800 млн. долл.) на золото. Благодаря массовой продаже золота СССР в 1965 г. золотой пул, несмотря на рост спроса частных лиц на золото, не испытывал затруднений. Но с 1966 г. его запасы золота стали уменьшаться. От участников требовали до­полнительно вносить золото в увеличение запасов пула, пока Франция не приняла решения в 1967 г. о выходе из золотого пула.
В результате поднялась доля США в пуле, но это не помогло остановить утечку золота из центральных банков частным лицам. Следующий удар этой системе нанесла девальвация фунта стерлингов в 1967 г.
В 1964 г. сумма стерлинговых авуаров центральных банков и иностранных частных лиц почти в три раза превысила золотовалютные резервы Англии. Дефицит платежного баланса оказался настолько большим, что требовалось проведение девальвации, но правительство отдало предпочтение поддержать фунт за счет займа в МВФ и соглашения с центральными банками группы «десяти».
Затруднения с золотом превратили МВФ в основной регулятор международных валютных отношений для исправления недостатков валютной системы и поддержки основных резервных валют — доллара и фунта стерлингов. В 1959 г. МВФ увеличил квоты в виде золота или собственной валюты и стало возможным предоставле­ние займов в главных европейских валютах, иенах и канадских долларах наравне с американскими долларами и фунтами стерлингов. Когда стало очевидно, что этих средств не хватает, была создана примыкающая к МВФ группа «десяти» (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Голландия, Канада и Швеция), предоставившая в распоряжение МВФ дополнительно 6 млрд. долл. в своей национальной валюте для разрешения трудностей международной валютной системы. В рамках Венских соглашений МВФ продолжал одалживать у группы «десяти» и в 1965 г. принял решение об увеличении квоты каждой страны на 25%. С 1962 г. часть этих займов приняла форму кредитов поддержки (Stand by credits), чтобы помочь стране отразить атаки на ее ва
люту. Масштабы этих кредитов были увеличены для Англии. Кроме того, подписывались соглашения между странами для ослабления напряженности в международных валютных расчетах.
Займ удвоил британские валютные резервы. Далее были проведе­ны мероприятия по режиму экономии: стимулированию экспорта, введение налога на импорт, повышена учетная ставка, повышены прямые и косвенные налоги, ограничен кредит, принят пятилетний план оздоровления платежного баланса, введен налог на использование ресурсов. В 1966 г. произошла забастовка моряков, и ухудшился торговый баланс. В результате войны на Ближнем Востоке и девальвации рупии, которая находилась в твердом соотношении с фунтом стерлингов, произошла утечка валюты. Кроме того большое давление на фунт стерлингов оказала спекуляция золотом и необходимость поддержки паритета фунта стерлингов за счет закупки долларов. В результате под давлением «шестерки» английское правительство девальвировало на 14,3% фунт стерлингов и подняло учетную ставку до самого высокого уровня после 1914 г. — до 8%. После этого значительные потери понесли страны стерлинговой зоны, а Англия вновь обратилось за займом в МВФ и усилила режим экономии посредством повышения нал
огов. Улучшение платежного баланса позволило снизить учетную ставку до 7,5%.
Девальвация не обеспечила стабильного равновесия, так как курс фунта стерлингов мог сохраняться только благодаря постоянной поддержке. За проблемой паритета фунта стерлингов к доллару стояла проблема паритета доллара по отношению к золоту. Всякий раз, когда наступал мировой валютный кризис при дефицитном платежном балансе США, появлялись многочисленные требования увеличения официальной цены золота, т.е. официальной девальвации доллара по отношению к золоту.
Появились четыре группы предложений, оставляющие разную роль золоту в новой системе международных расчетов [57]
Ревальвацию цены золота предложили Рюэфф и Харрод.
В системе с золотым (товарным) стандартом, предложенной Калдором, Хартом и Тинбергеном в работе «В защиту международной валюты, основанной на базисных продуктах», к золоту рекомендуется добавить целую группу легко хранимых тридцати продуктов, которые, наряду с золотом обеспечивали бы валюту. Кроме практических трудностей по созданию сети для приобретения и хранения базисных продуктов, возникает опасность кризиса перепроизводства, поскольку созданные за переходный период мощности по производству базисных продуктов окажутся избыточными. Кроме того, нет гарантий, что операции на свободном рынке, как и в случае с золотом, не подорвут установленные паритеты валют.
В системе с гибким валютным курсом, предложенной Фридманом в США, Мидом в Англии и Алле во Франции, золоту отводится роль дополнительного платежного средства. По мнению этих экономистов, наличие дефицита у страны означает, что эта страна больше ввозит товаров, чем вывозит. Для сбалансированности обмена сделок по товарам нужно рыночное определение валютного курса. Недостатками применения такой системы являются зависимость внутреннего рынка от спекулятивного движения международного частного капитала и неуверенность предприятий в отношении их инвестиций за границей.
В системе с опорой на золото предполагается, что, кроме золота, могут быть использованы и другие платежные средства, играющие роль резервных валют, как доллар или фунт стерлингов. Опыт хронического дефицита платежного баланса показывает, что нельзя допустить эмиссию резервной валюты отдельной страной, использующей ее для расчетов по собственным платежам. Поэтому ранее и возникло предложение Кейнса о необходимости эмиссии международным банком денежной единицы «банкор» для международных расчетов, курс которой определяется по золотому паритету. При этом государства не могут предъявлять требования по обмену ее на золото в международном банке, а для избежания большого дефицита для каждой страны должны быть установлены верхние границы его размеров.
Идеи Кейнса были развиты Триффиным, который предлагал включить банкоры в состав национальных валютных резервов и сделать МВФ центральным резервным банком для государств, которым он предоставлял бы их в кредит в обмен на государственные ценные бумаги. Модлинг предложил ограничить деятельность МВФ опера­циями предоставления банкнот странам, у которых имеется в данный момент дефицит. Жискар д'Эстен предложил в 1964 г. на сессии МВФ международную валютную систему, центром которой являются золото и эмиссия единиц коллективного резерва ( CRU), если это необходимо по общему мнению всех стран-членов группы «десяти», и которые распределяются между странами пропорционально их золотым запасам. При этом покрытие дефицита страны должны производить частично в золоте и CRU в пропорции, в которой они находятся в мировой экономике. По мнению Дебре, объем междуна­родных ликвидных средств не должен быть тормозом развития про­изводства и торговли, но избыточность ликвидных средств создает проблему.
Инфляция в США и превышение суммы их краткосрочных обязательств имеющихся в стране запасов золота поставили под сомнение надежность использования одной валюты для фиксации валютного курса. С 1966 г. группа «десяти» приступила к разработке новой международной валютной системы. Ими были выработаны основные принципы новой системы [57]:
— для нормального функционирования международной валютной системы требуется поддержание равновесия платежных балансов наиболее важных стран;
— создание валютных резервов должно осуществляться только на основе коллективного мнения относительно потребности в них в долгосрочной перспективе;
— инструменты валютных резервов могут представлять собой или единицы денежных средств, которые могут быть объектом передач между странами, либо право заимствования у МВФ, либо комбинацию этих типов. Эти средства должны распределяться пропорционально их квотам в МВФ, но особая роль в их создании и управлении принадлежит группе «десяти»;
— применение нового механизма требует учет особенностей переходного периода.
В 1968 г. США и члены золотого пула приняли решение не поддерживать курс 35 долл. за тройскую унцию на Лондонском рынке свободной продажи золота. США, боясь утечки капиталов из-за повышения учетной ставки в Англии, повысили учетную ставку с 4 до 4,5%. Президент США принял решение о проведении мероприятий по сокращению дефицита американского платежного баланса в 1968 г. Однако спрос на золото рос, для поддержки доллара рынок золота в Лондоне был закрыт с 15 марта 1968 г. по 1 апреля 1968 г.
Остался открытым рынок в Париже, на котором курс цен на золото резко вырос до 44 долл. за тройскую унцию, а сделки достигли более половины сделок с золотом за весь 1967 г. В связи с кризисом цен на золото де Голль в марте 1968 г. заявил: «Кризис доллара и фунта стерлингов, который разворачивается в настоящее время, показывает, что нынешняя система, основанная на привилегии резервных валют, отныне является не только несправедливой, но и неприменимой...»